Технология продуктивного чтения

 

 

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации:

 

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • концептуальной (основная идея текста, его главный смысл)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

 

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

 

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

 

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

 

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

 

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

 

I. Работа с текстом до чтения.

 

II. Работа с текстом во время чтения.

 

III. Работа с текстом после чтения.

 

Остановимся подробнее на каждом этапе.

 

I. Работа с текстом до чтения

 

Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

 

 

II. Работа с текстом во время чтения

 

Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов). На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

 

Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

 

Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально. После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: «Что вас удивило? Что было самым интересным?» При повторном чтении вслух учитель ведёт диалог с автором. Основные задачи этой работы:

 

1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые. В рассказе Пришвина «Моя Родина» читаем предложение: «Моя охота была и тогда и теперь - в находках». Стараюсь заинтересовать учеников и спрашиваю о том, что хотел найти автор? После различных предположений находим в тексте ответ: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался…»;

 

2) развивать творческое воображение учащихся по слову, детали, иной свернутой текстовой информации: читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод. (Что сейчас случится?)

 

 

 

3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Например, чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы опять - таки предполагают возникновение предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;

 

4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

 

Приёмом комментированного чтения дети тоже овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают, а учитель, как квалифицированный читатель, комментирует. Главное здесь не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Его можно использовать тогда, когда это действительно необходимо, а не только в конце предложения или фрагмента. Виды комментированного чтения:

 

- рефрен (учитель, повторяя слово или словосочетание за учеником, задаёт вопрос.

 

 

 

III. Работа с текстом после чтения

 

Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, а не до него позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения). Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями, обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Данный этап достаточно полно представлен в заданиях учебников и рабочих тетрадей по литературному чтению.