Планирование дистанционного обучения

 

Перед началом дистанционных занятий важно понять, как вы будете распределять собственную нагрузку, и эффективно организовать работу учеников.

 

Составьте расписание занятий

 

Ученики и родители должны понимать, когда подключаться к видеоконференциям, а когда сдавать задания. Поэтому первый шаг — это **составление расписания дистанционных уроков.

 

Приготовьтесь к тому, что расписание будет отличаться от привычного. Закладывайте больше времени на подготовку занятий. Учитывайте, что ученикам будет сложно сохранять внимание на нескольких видеоконференциях подряд.

 

 

Планирование урока

 

Как подготовить урок в дистанционном формате?

 

Примерный алгоритм:

 

Определите цели и задачи урока.

 

Подумайте про особенности класса (возраст, буйность, технические возможности).

 

Решите, как будете взаимодействовать с учениками во время занятия.

 

Выберите нужный учебный материал.

 

Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.

 

Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель урока и разнообразить занятие.

 

Пропишите сценарий урока с обозначением примерного времени, которое займет каждая из частей.

 

 

 

Выбирая формат занятия, ориентируйтесь на возраст учеников и важность информации.

 

На дистанционных уроках в начальной школе важно соблюдать общие требования для безопасной работы за компьютером. В этом нет ничего страшного. Постарайтесь выполнить несколько советов:

 

● Организуйте работу в первой половине дня.

 

● Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.

 

● Разбивайте урок на 15-минутные блоки с перерывами на физминутки.

 

● Обучите детей гимнастике для глаз.

 

● Продумайте альтернативную деятельность для самостоятельной работы: рисование, лепка, чтение бумажных книг, правописание и т.д.

 

 

Долгосрочное планирование

 

 

Корректируем учебный план

 

План работы в дистанционном формате — это не просто перенос обычного плана в онлайн. У вас появляются новые методики и инструменты, и формат занятий меняется. Запланируйте время на корректировку учебного материала, выбор инструментов, освоение новых каналов общения.

 

Чтобы грамотно скорректировать учебный план, задайте себе несколько вопросов:

 

Чему я хочу научить учеников?

 

(Каких учебных результатов они достигнут?)

 

Как они этому научатся?

 

(Каким образом они достигнут учебных результатов?)

 

Сколько на это понадобится времени?

 

(За какое время ученики достигнут нужных учебных результатов?)

 

Каким образом я могу поддержать их в этом?

 

(Как я помогу им достичь учебных результатов?)

 

Какие инструменты нам понадобятся?

 

(Какие инструменты я буду использовать, чтобы помочь ученикам добиться нужных учебных результатов?)

 

Как я пойму, что ученики усвоили материал?

 

(Какие инструменты сбора обратной связи и контроля буду использовать?)

 

 

Планирование учебной недели

 

 

На дистанционке вам понадобятся дополнительные материалы: онлайн-тренажеры, презентации, видеоролики. Заложите время на их подготовку.

 

Чек-лист материалов на неделю:

 

·       Расписание обязательных видеоуроков на неделю

 

·       Материалы для видеоуроков: презентации, ссылки на дополнительные задания, видеоролики и т.д.

 

·       Тесты и проверочные работы, ссылки на ресурсы с тренажерами для проверки знаний

 

·       Материалы для самостоятельной проработки: ссылки на онлайн-упражнения, записи лекций, страницы в учебниках и т.д.

 

·       Расписание сроков сдачи заданий на самостоятельную проработку

 

·       Расписание созвонов с родителями (если нужно)

 

Вы можете распечатать этот список и сверяться с ним каждую неделю. Допишите в него свои собственные пункты — он станет только лучше!

 

 

Планирование учебной недели

 

 

Составьте план работы для учеников. Вы можете включить туда:

 

● расписание обязательных видеоуроков;

 

● ссылки на трансляции и платформы проведения видеоуроков;

 

● рекомендуемые даты и время для начала выполнения заданий на самостоятельную проработку;

 

● сдачи заданий на самостоятельную проработку;

 

● ссылки на учебные материалы.

 

Корректируйте планы в зависимости от возраста учеников. Начальной школе стоит выдать подробный план работы на неделю, а старшеклассникам можно просто обозначить сроки сдачи самостоятельных заданий.

 

 

Перед уроком

 

 

Проверьте свою готовность к учебному дню:

 

·       У всех учеников есть расписание на текущий день

 

·       Ученики подтвердили присутствие на занятии

 

·       У всех учеников есть нужные ссылки и материалы (в случае, если им нужно сделать что-то до занятия)

 

·       Оборудование настроено и готово к работе

 

·       Готовы материалы для видеоуроков

 

·       Готовы материалы для самостоятельной работы

 

Вы можете распечатать чек-лист и сверяться с ним перед каждым занятием.

 

 

На каких платформах можно собирать материалы для учеников? Чем эти платформы различаются? Сколько это стоит? Разбираем в таблице.

https://static.wixstatic.com/media/a7e06e_83125771da9546bc8fd74152d505038d~mv2.jpg/v1/fill/w_600,h_771,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01/7.webp

 

Как организовать взаимодействие группы в онлайне

 

 

● Установите контакт со всеми участниками видеоконференции: обратитесь по именам, сделайте перекличку, похвалите за присутствие на уроке.

 

● Покажите действия, которые понадобятся во время урока: как отключать и включать микрофон, как писать в чат, как использовать условные обозначения. Попросите детей повторить.

 

● Проговорите правила поведения во время урока. Озвучьте ученикам свои ожидания от них.

 

● Начните с простых заданий, чтобы ученики освоились в онлайн-среде. Усложняйте работу, когда они почувствуют себя уверенно.

 

● Поддержите учеников, у которых возникнут технологические трудности. Не ругайте их. Объясните, что все в порядке, и помогите разобраться.

 

● Организуйте групповую работу, чтобы повысить интерес и мотивацию детей. Для выполнения групповых заданий подойдут онлайн-доски. Другой вариант — сессионные залы в Zoom. Эти инструменты также помогут организовать работу над проектом.

 

● Придумайте систему поощрений. Можно завести таблицу с баллами или выдавать детям «медальки» в мессенджерах. В качестве медалек подойдут стикеры, картинки, смайлики. Поводов похвалить ребенка много: за активную работу, за быстроту, за внимательность, за умение установить новую программу.

 

Не забудьте подвести итог.

 

 

И вы, и ученики работали в новом формате, поэтому после занятия попросите ребят поделиться впечатлениями. Примерные вопросы:

 

● Что на уроке было самым простым, а что самым сложным?

 

● Какие задания показались вам интересными, а какие скучными?

 

● Что бы вы хотели сделать на следующем занятии?

 

Ответы учеников помогут вам вовремя заметить проблемные места и грамотно спланировать дальнейшие процесс обучения онлайн.

 

Если у вас есть время, можно создать небольшой опрос с помощью Google Форм. Ученики смогут заполнить его анонимно. На заполнение опроса лучше отвести время в конце урока — иначе есть риск, что ученики либо забудут про опрос и вовсе его не заполнят, либо к моменту заполнения забудут, что было на уроке.

 

После урока отправьте ученикам презентацию или составьте тезисы, обобщающие информацию занятия.

 

Что делать с проблемами на уроке

 

 

Что делать, если во время онлайн-урока возникли проблемы? Первое и главное — не паниковать. Из каждой проблемной ситуации есть выход. Давайте разберем основные варианты решения трудных ситуаций.

 

Ситуация 1. Ученики не подготовили задание, на котором основана большая часть вашей работы

 

Во-первых, заранее говорите детям, что эту часть задания нужно сделать обязательно, потому что на ней будет основа следующий урок.

 

Во-вторых, накануне занятия дополнительно спросите, кто готов к работе — пусть поставят плюсы или минусы в чате, чтобы вы видели, на какое количество активных участников ориентироваться.

 

Во время самого урока имейте под рукой 1-2 запасных источника. Это может быть ссылка на онлайн-тренажер или вопросы для онлайн-викторины. Даже если изначальный план не сработает, урок не пострадает.

 

 

Ситуация 2. Ученики не умеют пользоваться программой

 

Освойте функцию «демонстрация экрана» и будьте готовы показать ученику все необходимые действия. Когда вы определитесь с инструментами работы онлайн, сделайте небольшое руководство для учеников со скриншотами. В случае необходимости вы сможете быстро направить его ученику. Кроме того, простые инструкции по установке и использовании программ зачастую можно найти на сайте самих программ или на YouTube.

 

Ситуация 3. Родители недовольны процессом проведения уроков

 

Важно заранее объяснить родителям, как вы построите процесс занятий. Устройте с ними отдельную видеоконференцию и попросите задать вопросы, которые их волнуют. Старайтесь быть с родителями на связи и сразу обсуждать новые вопросы.

 

Ситуация 4. Ученик пропустил ваши инструкции из-за проблем со связью

 

Параллельно с устным объяснением старайтесь фиксировать самые важные вещи в чате. Так вам не придется повторять заново для каждого «пропадающего». 

 

 Ситуация 5. Ученик мешает вести урок

 

Переход на онлайн-формат — стресс для детей, и некоторые могут начать вредничать. Главное для вас — сохранять позитивный настрой и равновесие. Вы можете отключить микрофон тем, кто шумит. Другой вариант — предложить ученику на 2-3 минуты отойти от экрана и выпить стакан воды.

 

Ситуация 6. Ученики постоянно отвлекаются на посторонние дела

 

На первый взгляд кажется, что в онлайн-формате у вас меньше средств контроля, чем в классе. Но если вы будете не просто рассказывать материал, а постоянно взаимодействовать с учениками: обращаться к ним, задавать вопросы, давать короткие задания, — это не позволит им отвлекаться.

 

Например, видя, что ученик невнимателен, вы можете назвать его по имени и попросить написать в общий чат ответ на вопрос. А остальных ребят попросить согласиться или не согласиться с ответом.

 

Ситуация 7. Ученик пропускает уроки

 

Не пренебрегайте контролем посещаемости даже в онлайн-формате. Если ученик пропустил занятие, свяжитесь с ним или его родителями. Узнайте, по какой причине это произошло и предложите способ восполнить пропущенное занятие.

 

Чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Отправляйте напоминание об уроке за час до начала. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.

 

 

 

Как подготовить материалы для самостоятельного изучения

 

Чтобы ученикам было интересно работать с вашими материалами, используйте несколько правил:

 

● Избегайте большого объема. На случай, если детей заинтересует тема, приложите к обязательному материалу дополнительные ссылки.

 

● Структурируйте информацию так, чтобы ученик мог легко визуально сориентироваться. Делите на блоки, пишите списки, добавляйте иллюстрации.

 

● Используйте инфографику и схемы. Визуализация поможет понять и запомнить материал.

 

● В конце текста добавьте список главных тезисов.

 

● Чередуйте тексты с упражнениями в онлайн-тренажерах и видеороликами.

 

● Сбалансируйте блоки заданий по объему и сложности таким образом, чтобы они занимали примерно одинаковое время.

 

● В конце каждого блока заданий добавьте вопросы для самопроверки. Используйте сервисы для создания онлайн-викторин.

 

Провести промежуточный контроль в онлайн-формате можно проще, чем в оффлайн-режиме. Теперь вам не придется вручную проверять каждую тетрадь. Рассказываем в таблице, на какие сервисы с автоматической проверкой тестов стоит обратить внимание.

 

Источник: ООО Яндекс. Онлайн-курс «Как начать преподавать дистанционно»